The Atlantic (США): хотите создать либеральный европейский ислам? Обратите внимание на Боснию

Когда президент Эммануэль Макрон летом прошлого года заявил, что создаст новые «механизмы и правила» для исламских институтов Франции, он был не одинок. Другие политики и мыслители также активно участвовали в поиске религиозных проявлений, не противоречащих в их представлении европейским ценностям.

Но мало кто замечает, что толерантный ислам в Европе существует уже на протяжении столетий. Речь идет о юго-восточной части европейского континента, где боснийские мусульмане (босняки), албанцы, турки и представители других этнических групп в полной мере считают себя как мусульманами, так и европейцами. В 2013 году исследовательский центр «Пью» провел опрос, который показал, что эти люди являются одними из самых либеральных мусульман в мире. Например, лишь крохотная часть опрошенных босняков считает, что прелюбодеек надо забивать камнями, а вероотступников казнить. В Пакистане и Египте подавляющее большинство мусульман выступают за такие наказания.

Пример моих соотечественников босняков особенно показателен. Они демонстрируют, что отношение к исламу с годами может меняться, и что его последователи при помощи прогрессивных богословов и интеллектуалов могут поддержать современность, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. На всем протяжении 20 века боснийские мусульманские мыслители создавали творческие интерпретации в богословии, которые согласовывались с европейской жизнью. Однако их вклад сегодня мало известен в Западной Европе. Поскольку популистская антимусульманская пропаганда порождает настоящую паранойю в ряде европейских стран, необходимо срочно восстановить обделенные вниманием свидетельства совместимости ислама и современной Европы.

Большинство босняков постепенно приняли ислам в 15 веке, когда эту религию принесли с собой на Балканы турки. Они правили там до 1878 года, после чего уступили Боснию своему давнему противнику Австро-Венгрии. Многие босняки в тот момент испытали неудобства при своих новых правителях, потому что классические источники мусульманской юриспруденции запрещали жить на территории, где правили немусульмане. С 1878 по 1918 годы примерно 150 тысяч босняков эмигрировали в Турцию.

Но известные мусульманские интеллектуалы выступили с доводами, которые помогли сдержать волну эмиграции из Боснии. Среди них был великий муфтий М.Т. Азабагич (M. T. Azabagić), заявивший в 1880-х годах, что мусульманин вполне может жить счастливо в толерантном немусульманском государстве, «где его не оскорбляют и не притесняют за веру». В ответ босняки признали власть Австро-Венгрии и стали организовывать свою религиозную жизнь в светском государстве.КонтекстAvangarda: конфликт между НАТО и Россией может произойти в Боснии и ГерцеговинеAvangarda18.12.2018Der Tagesspiegel: Долгий путь Балкан в ЕСDer Tagesspiegel10.10.2018

Читайте также  The Times (Великобритания): ядерные кошмары 1980-х возвращаются

В 1882 году была создана официальная исламская община Боснии и Герцеговины. Структура этой организации развивалась, приспосабливаясь к меняющимся историческим обстоятельствам, и постепенно она стала тем органом, который действовал с определенной степенью самостоятельности от государства в решении исламских дел, таких как духовное образование и воспитание. Постепенно у нее появился избираемый руководитель, а также собственные религиозные и законодательные органы. Община сама себя финансировала, причем большая часть доходов поступала от членских взносов и от благотворителей. Община занималась ремонтом мечетей, назначением и подготовкой имамов, составлением фетв и руководством богословскими исследованиями в различных учебных заведениях. (Даже сегодня эта организация существует и очень неплохо работает.)

Еще одна актуальная проблема заключалась в призыве молодых босняков в немусульманскую армию. Могли ли мусульмане служить в армии, которой командуют христиане? Напряженность в этом вопросе удалось снять, когда муфтий Сараева Мустафа Хилми Хаджиомерович (Mustafa Hilmi Hadžiomerović) в 1881 году издал фетву с призывом к боснякам подчиняться призыву. Затем он издал еще одну фетву, объявив, что назначение судей немусульманским правителем действительно. Благодаря этому боснийское религиозное руководство согласилось на модернизацию судов шариата и на их постепенное включение в юрисдикцию империи Габсбургов. Что примечательно, это было сделано путем взаимных уступок. Габсбурги проявили достаточную гибкость и разрешили нормы шариата в области гражданского права под своим руководством. (Суды шариата отменили в 1946 году, когда возникла социалистическая Югославия.)

Босняки также дискутировали по проблемам мусульманских женщин, скажем, по вопросу ношения никаба. Самые известные дебаты на эту тему проходили в 1928 году. Они начались с того, что великий муфтий общины босняков и важный религиозный реформатор Мехмед Джемалудин Чаушевич (Mehmed Džemaludin Čaušević) заявил, что закрывающий лицо головной убор это результат исторической традиции, а не религии как таковой, и поэтому нормы ношения никаба можно менять, не нарушая при этом законы ислама. Религиозные консерваторы, считавшие, что закрывать лицо для женщины является религиозным долгом, отреагировали на это очень резко. Но в результате длительных споров и обсуждений Чаушевич постепенно заручился поддержкой известных представителей интеллигенции, часть которых вскоре стала лидерами сформировавшегося прогрессивного движения.

Читайте также  Японское правосудие на скамье подсудимых

После Второй мировой войны, когда к власти в Югославии пришли коммунисты, они авторитарными методами провели «эмансипацию» мусульманок. Закрывающий лицо головной убор объявили признаком отсталости, мешающим женщинам принимать участие в социалистическом строительстве новой страны. Финансируемый государством Женский антифашистский фронт с 1947 по 1950 годы проводил в Югославии кампании, нацеленные на то, чтобы открыть лица мусульманских женщин. На публичных церемониях женщины выходили на сцену и в массовом порядке снимали черное облачение зар, напоминающее никаб.

Данная государственная кампания в итоге привела к тому, что в 1950 году был принят закон о запрете на закрывающие лицо накидки и головные уборы. Этот закон представили обществу в качестве ответа государства на многочисленные просьбы мусульманок. Некоторые женщины действительно приветствовали данный запрет, но многие в результате оказались в еще большей изоляции. Они не хотели выходить из дома, потому что не могли идти по улице с непокрытой головой. Есть документы и записи, свидетельствующие о том, с какими трудностями столкнулись мусульманки.

Высший официальный мусульманский орган Боснии, обеспокоенный положением женщин в обществе, в то время поддержал идею отказа от зара. В 1947 году он сделал несколько заявлений, утверждая, что религиозные законы не требуют от женщины закрывать лицо и руки до ладоней. Муфтий Ибрагим Феджич (Ibrahim Fejić), который в то время возглавлял исламскую общину Боснии и Герцеговины, заявил, что ислам требует от женщины скромности в одежде, но не настаивает на том, чтобы она закрывала лицо и отдалялась от общества. Он добавил: «В исламе грешно позволять себе то, что религия запрещает. Но в равной степени грешно запрещать себе то, что религия разрешает».

Сегодня история и практика боснийского ислама дает целый ряд важных уроков тем, кто стремится к формированию либерального ислама в Европе.

Один урок состоит в том, что узаконенная, централизованная форма ислама может оказаться очень успешной, что мы видим на примере исламской общины Боснии. Наверное, это невозможно автоматически и совершенно точно воспроизвести в других европейских странах. Боснийская организация по исламским религиозным делам отличается своей независимостью от государства и тем, что включает в себя элементы представительной демократии в законодательных и представительных органах. Но она все равно может послужить полезным примером для остальных стран Европы.

Читайте также  Stratfor (США): прогноз на 2019 год

Исламская община называет «требования времени» (говоря словами главного мусульманского правоведа Боснии) одним из тех принципов, которые дают импульс ее религиозным интерпретациям. Исламская мысль может и должна постоянно давать мусульманам ответы на вопросы о том, как исповедовать ислам. В результате у институтов появляется элемент гибкости, хотя при этом они сохраняют неподвластность ислама времени. Сегодня эта же самая исламская община утверждает свою способность служить в качестве конструктивного партнера других мусульманских общин и органов ЕС.

Во-вторых, насильственная секуляризация, включающая запреты на ношение закрывающих лица головных уборов, может стать контрпродуктивной и дать обратный желаемому результат. По свидетельствам мусульманок из Югославии, такого рода ограничения могут иметь крайне негативные последствия, включая оскорбления в адрес женщин с закрытыми лицами и нападки на них. И напротив, если мусульмане будут сами задавать вопросы о религиозной подоплеке такой одежды, закрывающей лицо, это даст прогрессивные толкования, которые будут казаться настоящими и подлинными, потому что возникают они внутри мусульманской общины. Например, настроенное на реформы руководство босняков утверждало, что ислам дает женщинам и мужчинам права и обязанности, а отказ он закрытия лица соответствует нормам ислама и предоставляет женщинам возможность реализовать свои права. Вместо того, чтобы вводить правовые запреты и навязывать манеру одеваться, западным странам лучше оказать поддержку свободе выбора мусульманок.

И наконец, исламский модернизм, родившийся в 19 веке в попытке по-новому истолковать ислам в либеральном духе, более эффективен, чем кажется некоторыми комментаторам из числа пессимистов. В сегодняшней Боснии ислам внутренне разнообразен. Многие мусульмане видят в нем часть своего культурного наследия, другие же подчеркивают важность повседневных религиозных ритуалов.

Наша модернистская исламская традиция не защищена от глобальных тенденций, в том числе, от течений салафизма. Однако интеллектуальное наследие Боснии представляет множество доказательств того, что Европа и ислам вполне согласуются друг с другом. На самом деле, они тесно переплетены и взаимосвязаны на протяжении столетий.

Источник: inosmi.ru

Криптовалютный остров